С первых дней занятий в школе у некоторых первоклассников обнаруживаются трудности с письмом, иногда и с чтением. Дети, несмотря на то, что хорошо считают и хорошо осваивают природоведение и математику, совершенно не могут «подружиться» с русским языком. Почему это происходит, как выявить отклонение и помочь ребенку освоить язык? На эти вопросы ответит МирСоветов.
Говоря языком психотерапевтов, это явление называется диграфией. Понятие «дисграфия» означает, что ребенок не может научиться писать грамотно. Он пишет с ошибками, которые повторяются постоянно. Если речь идет о полной неспособности к письму, тогда такое явление имеет название «аграфия». Кроме этого, зачастую, дисграфия тесно «сотрудничает» с дислексией – когда у ребенка частично нарушается способность проговаривать слова во время чтения. Это связано не только с недостаточным вниманием, а также с особенным пространственным восприятием, а также и со зрительной памятью, когда школьник не может вспомнить и распознать ту или иную букву.
Зачастую, нарушение грамотного изложения текста на бумаге сопровождается и дизорфографией, которая означает, что ребенку не свойственно запоминать правила правописания и применять их на практике.
К сожалению, все эти отклонения относят к психическим расстройствам, причем специалисты не считают ребенка умственно отсталым, так как по всем признакам ребенок считается абсолютно здоровым.
Что означает
Дисграфия в трех-четырех случаях встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Если брать процентное соотношение всех школьников одной среднестатистической школы, то около пяти-восьми процентов школьников страдают как дисграфией, так и дислексией.
Психотерапевты утверждают, что чаще всего заболевание передается по наследству. Если ребенок генетически предрасположен к невосприятию информации, необходимо провести беседу с его родными и близкими родственниками. Зачастую встречаются случаи, когда один или несколько человек из семьи в школьном возрасте имели такое отклонение.
При таком отклонении, начиная с первого класса, детям с трудом даются овладения навыками письма. Особенно трудно им писать предложения под диктовку. Если такой ребенок напишет диктант, то окажется, что в его работе будет очень много ошибок. Кроме грамматических ошибок, дети часто игнорируют написание заглавных букв, а также точки, тире и запятые. И кроме этого, зачастую у школьников с диагнозом «дисграфия» очень плохой почерк.
Из года в год такие дети знают о своем недостатке и стараются, особенно при написании сочинений, использовать короткие фразы, состоящие из нескольких слов. В них они тоже допускают ошибки.
Зачастую, особенно после четвертого класса, школьники не желают посещать уроки, потому что стесняются, всячески стараются увильнуть от выполнения заданий по русскому языку, а то и вовсе пропускают уроки.
Со временем дети-дисграфисты становятся «изгоями», они не хотят участвовать в жизни школы, увиливают от общественных работ. Достигнув зрелого возраста, такие люди стараются найти работу, где ничего не нужно писать, а в жизни не способны сочинить и написать даже поздравительную открытку.
Как распознать
Дисграфию распознать легко. Первоклассники, особенно к концу года, когда все буквы пройдены, и многие одноклассники уже свободно пишут и читают, «дисграфист» продолжает путать похожие буквы. Букву «З» он путает с буквой «Э», а букву «Р» часто пишет как мягкий знак, переворачивая ее с ног на голову.
Кроме этого, такие дети часто путают буквы «Ш» и «Щ», не замечая в них различий. Пишут они очень медленно, а если их заставлять насильно, то почерк будет ужасным.
Чтобы понять, почему так происходит, необходимо начинать изучать ребенка, как говорится, издалека. Всем известно, что человек имеет три типа слуха:
Физический, который помогает каждому услышать шум природы: шорох листьев, шум воды, дождя, грома, жужжание пчел. А также другие звуки: стук колес, рев двигателя самолета и так далее.
Музыкальный. Благодаря этой способности человек наслаждается любимыми мелодиями, напевает понравившиеся мотивы.
Речевой. Можно иметь отличный музыкальный слух, но при этом не понимать и не улавливать сказанное, не различать созвучия и не воспринимать речь так, как она подается.
Зачастую у ребенка, который имеет отклонения в письме, нарушен слух. Естественно, ему непросто научиться одновременно, читать и писать правильно. Кстати, он может хорошо читать, но при этом писать с ошибками. Ему очень трудно овладеть письмом, так как он не различает звуки. Его задача значительно усложняется, так как ребенку предстоит не только уловить звук, но и написать его – написать определенную букву. Именно поэтому педагогам непросто работать с такими детьми.
Часто учителя встречаются с такими распространенными ошибками, как произношение и неправильное восприятие слов. Так, вместо слова «дочка», ребенок, страдающий дисграфией, может написать «точка». Это значит, что происходит нарушение предложения, а значит и теряется его смысл.
Нередко «дисграфисты» очень плохо пишут слова, но получают похвалу на уроках рисования. Это говорит о том, что у таких детей развита «древняя» область полушария головного мозга, когда много сотен лет назад древний человек изъяснялся с помощью наскальных рисунков.
Кроме этих симптомов, часто логопеды и психотерапевты при общении с ребенком просят показать свои тетрадки. Если у пациента наблюдается «зеркальное» написание букв, возможно, это отклонение связано и с характерной особенностью левши или идет речь о скрытой форме левшей.
Кого винить?
Несмотря на то, что детей-дисграфистов становится все больше, до сих пор однозначно сказать о причине заболевания невозможно. Ученые предполагают несколько причин:
незрелость головного мозга;
генетическая предрасположенность;
травмы головы;
сложная беременность;
тяжелые роды с осложнениями;
перенесенные инфекционные заболевания;
частые простудные заболевания;
плохая и неправильная речь в семье;
применение сразу двух и более языков в семье;
не частое общение с ребенком;
нехватка многих зрительных образов: картинки, книжки;
раннее и напористое обучение детей по различным «развивающим» методикам;
отсутствие психологической подготовленности ребенка к школе.
Как помочь ребенку?
Существует несколько направлений избавления от дисграфии. Самое распространенное упражнение, которое можно выполнять дома – зачеркивание и подчеркивание определенных букв в текстах. Таким образом, ребенок вырабатывает зрительную память, анализирует свои действия, а также проговаривает буквы вслух.
Кроме этого, ребенку предлагают переписывать больше текстов. Для того чтобы быстрее запомнить буквы, ребенку предлагают картинки, на которых изображены буквы и предмет.
К сожалению, не существует профилактики от дисграфии. Невозможно предупредить это отклонение, но выявить его на ранних сроках можно. И желательно еще до того, как ребенок пойдет в первый класс.
В группу риска попадают такие дети:
дети, которые растут в двуязычных семьях;
дети-левши, которых переучивали писать правой рукой (и наоборот!);
дети, которые не воспринимают звуки правильно;
дети, имеющие плохую память, невнимательны и плохо концентрируются.
В большинстве случаев самостоятельно справиться с проблемой невозможно. Ребенку назначают занятия с логопедом, которые направлены на тренировку речевого слуха, тренировку памяти, концентрации внимания и восприятие буквенного ряда.
Кроме занятий с логопедами, детям рекомендовано посещать массажи, физиотерапевтические кабинеты, лечебно-профилактическую гимнастику, бассейн.
В отдельных случаях психоневролог может назначить прием медикаментов, которые будут способствовать улучшению памяти.
|